«Освобождение»:Рейхстаг штурмовали частями

киноэпопея Освобождение съемки фильма

Накануне великого праздника «Телесемь» вспомнила, как создавалась киноэпопея о подвиге советского народа

Режиссер фильма Юрий Озеров долго вынашивал идею фильма. А родилась она еще во время штурма Кенигсберга, в котором Озеров участвовал.

Консультантом в картину Озеров пригласил маршала Георгия Жукова. Тот согласился и даже передал режиссеру рукопись еще не изданных мемуаров, чтобы их можно было использовать при работе над сценарием. «Когда был готов сценарий, Георгий Константинович поинтересовался, кто будет играть его, – вспоминал Михаил Ульянов, исполнитель роли Жукова. – «Артист Ульянов», – ответили полководцу. «А-а-а, Ульянов, знаю-знаю. Я не против», – согласился Жуков. Он ведь был большим театралом и действительно знал меня. А вот познакомиться нам так и не довелось. Когда начинали снимать «Освобождение», Жуков был очень болен. Потом из-за потока дел я откладывал встречу с ним, да и, честно говоря, боялся его беспокоить. Только цветы к гробу Георгия Константиновича я успел положить».


На экран ведут курьеры

Сталина сыграл грузинский актер Бухути Закариадзе. В первоначальном сценарии советского вождя не было. В то время эта фигура, по инициативе Брежнева, начинала реабилитироваться в глазах народа, и, уловив эту тенденцию, Озеров, на свой страх и риск, снимал эпизоды со Сталиным в сверхурочное время – по ночам. Вспоминают: когда однажды Закаридзе в гриме Сталина зашел в комнату, где сидели генералы, консультировавшие фильм, они от неожиданности дружно повскакивали со стульев.

На роль маршала Конева сначала утвердили актера Юрия Легкова – за внешнее сходство. Легков стал донимать Конева расспросами о том, какой у него был распорядок дня, как он во время войны питался и т.д. В конце концов маршалу это надоело, он позвонил на «Мосфильм» и сказал: «Уберите от меня этого идиота! Он звонит мне за полночь, чтобы спросить, какая нога у меня была впереди во время Курской битвы!» В результате на роль Конева взяли Василия Шукшина.

В «Освобождении» впервые на киноэкране появился бывший генерал-лейтенант Андрей Власов, которого сыграл Юрий Померанцев. В «Освобождении» показ предателя Власова разрешили с условием, что его имя упоминаться не будет: кто надо – и так поймет. Этот персонаж проходил под кличкой Генерал.

киноэпопея Освобождение съемки фильма

Николай Олялин, сыгравший командира роты Цветаева, мог бы не попасть в фильм, если бы не сердобольная девушка-курьер из театра, где он работал. Дело в том, что актеру присылали в театр много приглашений на съемки, но начальство их скрывало. Курьер же, узнавшая, что Олялину пришло письмо от Озерова, не положила его на стол директору театра, а отдала актеру. Олялин в театре сказал, что едет в санаторий, взял больничный, а сам отправился на пробы. Актер рассказывает, что после премьеры «Освобождения» к нему подошел ветеран и, взяв его за руку, сказал: «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской, вместе с тобой был!»

киноэпопея Освобождение съемки фильмаКакое метро затопили?

Озеров хотел снимать «Освобождение» на подлинных местах сражений. Съемочная группа даже ездила под Курск выбирать натуру. Но разрешение на съемки не дали. Со времен войны в курской земле оставалось немало неразорвавшихся снарядов и мин, и было неизвестно, как этот «оружейный склад» отреагирует на пиротехнические эффекты. Съемочной группе выделили место под Киевом. Там снимали и Курскую дугу, и форсирование Днепра, и взятие Киева. А вот битва за Берлин снималась в германской столице. В то время была начата реконструкция одного из районов Восточного Берлина. Киношникам отдали несколько улиц, на которых разрешили ломать и взрывать дома.

Штурм Рейхстага снимали частями. В Берлине нашли полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого оказались очень похожи на Рейхстаг. Бои внутри сняты в павильонах «Мосфильма», а перестрелка на верхних этажах – в берлинском Доме техники. Сцена затопления берлинского метро снимались в Москве. В одном из шлюзов Москвы-реки построили декорацию немецкой подземки, куда привезли из Германии настоящие вагоны. Уровень воды контролировал рабочий, который открывал и закрывал шлюз. После съемок этой сцены Озеров, простоявший ради хороших кадров несколько дней по пояс в холодной воде, долго страдал от радикулита.

Немецкую технику времен войны изготовили специально для кино на Львовском металлургическом заводе. Точно в срок из ворот завода вышли своим ходом десять «тигров» и пять самоходных установок «фердинанд».

Художником по костюмам киноэпопеи стала супруга режиссера Диляра Озерова. «Мы старались быть точными даже в мелочах, – вспоминает Диляра Керимовна. – Например, мундир Сталина заказали тому же мастеру, который шил генералиссимусу и в реальной жизни. Немецкое обмундирование приходилось изготавливать самим. Каски сделали пластмассовыми – железные были бы слишком тяжелыми для перевозки. Кроме того, мы штамповали немецкие ордена».

В 2002 году фильм был отреставрирован. На работу ушел год. При этом звук был переведен в стереофоническую систему DOLBY. Из фильма были вырезаны некоторые кадры: по техническим соображениям они не подлежали восстановлению. А вот добавлять новые сцены не стали, посчитали, что режиссер сделал фильм таким, каким хочет его видеть.

«ОСВОБОЖДЕНИЕ» Первый канал будни, вечер