Главный сказочник российского кино

Мариана САИД ШАХ

Леонид НЕЧАЕВ

Леонид НЕЧАЕВ

Таких режиссеров, как он, теперь практически не осталось. И не только потому, что детское кино, не приносящее дохода, почти исчезло с экранов. Многие, может, и хотели бы снять нечто подобное «Приключениям Буратино», «Питеру Пену» или сказке «Про Красную Шапочку». Да только нужен здесь особый талант, редкое свойство, как раз и присущее Леониду НЕЧАЕВУ, – по-настоящему любить и чувствовать детей. В этом году фильму о приключениях деревянного мальчика исполнится 35 лет, а его создатель отметит 70-летний юбилей.
Наши журналисты напросились в гости к мэтру детского кино. За чашкой чая Леонид Алексеевич вспомнил о годах, когда снимал свои знаменитые фильмы, и о своих любимых актерах.

Наталья ГУНДАРЕВА

Наталья ГУНДАРЕВА

В квартире режиссера сразу бросилась в глаза коллекция ключей. В центре – тот самый Золотой ключик, за которым гонялся Карабас-Барабас. Леонид Алексеевич после съемок выкупил ключ за 30 рублей. По уверениям Нечаева, ключик этот действительно обладает волшебным свойством исполнять желания, достаточно к нему прикоснуться. Но, похоже, в последнее время реквизит стал терять магическую силу. Недавно от седовласого сказочника ушла молодая жена, забрав с собой детей – 5-летнего Алешу и 2-летнюю Лизу.
– У меня с супругой Надей разница в 40 лет, но это ее нисколько не смущало. Мы очень хорошо жили, любили друг друга, а потом чувства куда-то испарились. Случилось это, когда я перестал работать. Увы, на детское кино у нас в стране сейчас нет денег. Пойдемте лучше на кухню, у меня как раз чайник вскипел.

Какой из Тимати Емеля?

Наталья АНДРЕЙЧЕНКО

Наталья АНДРЕЙЧЕНКО

– До сих пор у меня мечта – снять сказку «По щучьему веленью», но на это надо «каких-то» три миллиона долларов, – поделился заветными планами режиссер. – Продюсеры давали мне эти деньги, но с условием: в роли Емели я должен снять Тимати, а царевну Несмеяну сыграет девушка из группы «Блестящие». Увидев мое искреннее изумление, продюсер парировала: «Чего вы паритесь! Возьмите этих ребят сниматься, и все мы срубим кучу «бабла»!» О каком возрождении детского кино можно после этого говорить?!
За чашкой чая Нечаев начал с тоской вспоминать советские времена, когда актеры перед съемками даже вопроса не задавали о сумме причитающегося им гонорара и спешили на площадку в самые тяжелые жизненные моменты.
– Однажды Рина Зеленая после очередного съемочного дня «Приключений Буратино» подошла ко мне с извинениями: «Прости меня, Ленечка, что я тут шумела, но, знаешь, у меня вчера сестра умерла». Я был изумлен! И она после этого поехала на съемку! Ни слова не сказала о своем горе. Лишь только раз попросила снять ее сцену с одного дубля.
Позже великая актриса оставила режиссеру такой автограф: «Лене Нечаеву – за все муки. Рина Зеленая. Конец 20 века».
Мало кто знает, что в роли мудрой черепахи Тортилы Нечаев изначально видел Фаину Раневскую. Фаина Георгиевна, выслушав предложение режиссера, со свойственным ей чувством юмора выдвинула условие: «Я согласна с вами работать, Ленечка, если съемки будут проходить у меня в подъезде». Сказочник не обиделся. Актриса была уже в преклонном возрасте и очень плохо себя чувствовала.

Воспоминания разбередили душу НЕЧАЕВА, и он решил помянуть ушедших друзей

Воспоминания разбередили душу НЕЧАЕВА, и он решил помянуть ушедших друзей

Шепелявый Миша Боярский

На роль лисы Алисы Нечаев поначалу прочил не Елену Санаеву, а Алису Фрейндлих.
– Желая заполучить Алису Бруновну на роль рыжеволосой авантюристки, я поехал в Питер, – рассказывает режиссер. – «Вы – умница, вы – прелесть. Посмотрите, какой у нас сценарий…» – начал я с порога гримерки актрисы. «Я согласна, честное слово, – обрадовала меня Фрейндлих, – только у меня к вам просьба. У меня есть мальчик, он такой темпераментный, но его забирают в армию. Помогите его освободить! Боярский его фамилия. Он может быть котом Базилио. Мы вместе так сыграем! Сделайте это, и я подпишу с вами любой договор». Тут в дверях появляется некий хлыщ и как зашепелявит: «Алиша Бруновна, я ждешь». Вид претендента на роль меня изумил: «Так вы еще и шепелявите?» – «Нет, – ответил Миша, – у меня прошто вштавлены жубы, но это мне не мешает играть».

Дима ИОСИФОВ терпеливо выносил все «издевательства» гримёров

Дима ИОСИФОВ терпеливо выносил все «издевательства» гримёров

Я подал знак оператору, что фотографировать парня не надо, и мы бочком-бочком быстро смылись. Прошло лет триста, и однажды мы снова встретились с Фрейндлих: «Вы были правы, Леня, что не взяли его в картину. Такого муд…ка снимать…»
Фильм «Приключения Буратино» обошелся в 365 тысяч рублей. Сегодня он стоил бы не меньше 10 миллионов евро. Поскольку фильм музыкальный, я попросил композитора Лешу Рыбникова найти хороших исполнителей. «Есть одна певица, – обрадовал меня друг. – Халдистая, правда, звук у нее вульгарный, но талантливая. Зовут ее Алла Пугачева».
Но озвучить героев замечательного фильма Алле Борисовне была не судьба. По словам Нечаева, юная певица побоялась ответственности. Пришлось актерам петь своими голосами. Владимир Басов даже похвастался перед съемочной группой богатым певческим прошлым: «А что, я спою! Между прочим, я в школьном ансамбле пел!»
В самом начале на роль Дуремара пробовался Валентин Гафт. Но Нечаев не жалеет, что роль «подпевалы» Карабаса-Барабаса досталась Басову:
– Владимир Павлович божественно сыграл Дуремара. А как его любили на площадке! Особенно детки. К Ролу Быкову тянулся только Димка Иосифов – Буратино, а Басова обожали абсолютно все!

Леонид Алексеевич влюбился в Наталью АНДРЕЙЧЕНКО, когда она была «в теле»

Леонид Алексеевич влюбился в Наталью АНДРЕЙЧЕНКО, когда она была «в теле»

Басов озвучил Дуремара в психушке

– О мужественных маленьких актерах надо сказать отдельно, – продолжил свои воспоминания режиссер. – Представьте, что приходилось каждое утро терпеть Диме Иосифову! У мальчика были густые смоляные брови, и ему их ежедневно в течение пяти месяцев сбривали подчистую. После этого начиналась многочасовая процедура приклеивания поролонового носа, их поменяли немереное количество. На изнуряющей жаре у ребенка проступал пот. Но промокать грим было нельзя, он превращался в «творожок». Сцену, где Буратино подвешивают на дереве вниз головой, снимали без дублера. Мама Димы была категорически против этого эпизода. Но мальчик сам нашел выход. «Мама, я кушать хочу!» – завопил он. И родительница помчалась за колбасой. А когда вернулась – сцену уже сняли. Пьеро приходилось не легче. Он ходил в обтягивающем шерстяном костюме, потому что трикотажный мгновенно бы растянулся. Никто из детей никогда не плакал – они уже в том возрасте были настоящими людьми.
В не менее экстремальных условиях мы снимали сказку «Про Красную Шапочку». Порой там происходили чудеса. Помню, как Владимир Басов приходил в столовую прямо в костюме своего персонажа – худого волка.

Александр ШИРВИНДТ, Леонид НЕЧАЕВ и Наталья ГУНДАРЕВА на съёмках картины «Мнимый больной»

Александр ШИРВИНДТ, Леонид НЕЧАЕВ и Наталья ГУНДАРЕВА на съёмках картины «Мнимый больной»

Мы вставали в очередь, он брал поднос, я ему ставил туда первое, второе, компот, а он сам все время куда-то отлучался. Когда доходили до кассы, Басов всю еду относил назад на раздачу и возвращался на работу. Оказывается, он за это время уже «пообедал». В раздевалке стояла калошница, за ней был припрятан стакан, который по просьбе актера периодически наполнялся.
Трудно в это поверить, но озвучивал свою роль Басов вслепую. Во время озвучивания картины режиссер позвонил Басову домой. Трубку взяла супруга актера: «В больнице он, в психушке», – услышал в трубке Леонид Алексеевич.
– Я приехал в больницу, вызвал врача. «Он – гений, – сказал эскулап. – Я смотрел все фильмы с его участием. Но у него неизлечимая стадия алкоголизма, в таком состоянии отпустить его невозможно».
Режиссеру удалось выпросить у докторов помещение, куда он привез звукозаписывающий аппарат. Но монитор, на котором актер мог бы видеть свою артикуляцию, в больнице разместить было невозможно.
– Я называл ему сцену, проигрывал всех его партнеров, и в итоге за два дня он мне проговорил свою роль без единой запинки, не видя изображения», – рассказывает Нечаев.

Молодая супруга мастера Надежда ушла от него вместе с детьми

Молодая супруга мастера Надежда ушла от него вместе с детьми

Евгению Евстигнееву – хана

– Однажды Евгений Евстигнеев мне сказал: «Лень, ты думаешь, что я в трезвом виде могу произносить такие тексты?!» Он был прав. Сказку надо играть в сказочном состоянии! 
Евстигнеев сыграл в «Красной Шапочке» звездочета. Была там сцена, когда его герой высовывал за окошко руку, чтобы проверить, идет ли дождь. Меня удивило, что такую простую сцену он попросил снимать несколько дублей. Оказалось, что за тем окном работал маляр Наум, который обожал Евстигнеева и каждый раз ему на ладошку ставил рюмочку горячительного напитка, от которого актер приходил в «сказочное» состояние.
– Ребята, – спохватился вдруг Нечаев, – рассказывая эти истории, я ничуть не хочу умалить достоинства этих гениальнейших актеров. В любом состоянии они умели собраться и шедеврально играть, они меня никогда не подводили, я готов был приглашать их во все свои фильмы. И в картину «Примите телеграмму в долг» на главную роль позвал Евстигнеева. Как-то была ночная смена, шел дождь, который надо было переждать, и мы занялись перестановкой оборудования. Евгений Александрович вдруг куда-то исчез. «Где вы? Ау!» – начал я его звать. «Ау-ау!» – откуда-то снизу отзывается его голос. Оказывается, он забрался в подпол вместе с хозяином избы, в которой мы снимали. А по периметру этого подвала стояли банки с самогоном. Евстигнеев еле-еле поднялся по ступенькам наверх. «Хана, дядь Жень!» – вот все, что смог я вымолвить в тот момент. «Все будет нормально!» – пробормотал дядя Женя. И когда была дана команда «Мотор!», он сыграл свои сцены прекрасно! Это под силу только настоящим актерам.

«Золотой» ключик из фильма занимает центральное место в коллекции

«Золотой» ключик из фильма занимает центральное место в коллекции

Оказался слишком «русопятым»

– Ребята, вы уж меня простите, но я выпью за Басова, за дядю Женю Евстигнеева, Рола Быкова, Наташу Гундареву… За тех, кто уже никогда не придет ко мне на площадку.
Леонид Алексеевич достал из холодильника бутылку водки, наполнил рюмку до краев и, спросив у нас разрешения, выпил. А затем продолжил свой рассказ:
Наташу Гундареву я знал еще с детской театральной студии. При поступлении строгий педагог спросила: «Что же вы толстенькая такая?» Девочка ответила: «А что, толстые актрисы не нужны?» Она ведь и погибла из-за того, что захотела стать другой. Я был влюблен в Наташу, она для меня – Боженька. Но Наташенька мне говорила: «Леня, моя мама – еврейка, она не сможет тебя воспринять, слишком уж ты «русопятый». Я признался однажды ее мужу Мише Филиппову, что Наташу до сих пор люблю. Он меня спросил: «А ты был с ней как с женщиной?» – «Что ты, – ответил я, – об этом даже речи не заходило». Теперь мы с Мишей почти не общаемся…
Наташу я снимал во Львове в «Мнимом больном». В свободное время она ходила на рынок, закупалась продуктами и готовила в моем номере офигенный обед. Это был один из самых шикарных моментов в моей жизни. Выпиваем мы как-то в воскресенье, выходим на балкон и вдруг видим – Миша Козаков идет под ручку с дамой.
 – Миша, заходи к нам, родной! Чекалдыкнем с тобой бокальчик.
– Нет, Леня, я не пью!
– Что это с тобой случилось?
– Ты что, не знаешь? Я уезжаю в Израиль.
– Мишка, зачем тебе это нужно?! Ты же наш, родной, заслуженный еврей Советского Союза!
А Наташка вдруг говорит ему: «Да иди ты в ж…пу, идиот!» Повернулась и ушла.
Когда Миша вернулся в Россию, я напомнил ему эту историю. Он вдруг погрустнел и говорит: «Леня, когда мне Наташка такое сказала, я понял, что ехать мне никуда не надо было».

НЕЧАЕВ на съёмках «Красной шапочки» с Яной ПОПЛАВСКОЙ и её мамой

НЕЧАЕВ на съёмках «Красной шапочки» с Яной ПОПЛАВСКОЙ и её мамой

«Чудо-градус» Леонида Дербенева

 Леонид Алексеевич замолчал, выпил еще рюмку, закурил и тут же потушил сигарету.
– «Не кури, то есть не фумарь», – говорил мне Леня Дербенев. И советовал: «Лучше выпей стопочку», хотя сам был непьющим. Когда я к нему приезжал, он угощал меня декохтом. Это напиток, настоянный на травах с небольшим добавлением спирта. Настой компенсировал ему все спиртное: когда Леня его выпивал, в нем просыпалась какая-то удивительная радость. Человеку необходимо, чтобы в нем находился этот «чудо-градус». Когда Лени не стало, я понял, что кино мне больше не снимать.
 – Вот этот крестик подарил мне Ленечка, – Нечаев показал нательный деревянный крест. – С Леонидом Петровичем меня познакомил Максим Дунаевский. Однажды Макс предложил мне съездить в Руссу к Дербеневу – в баньке попариться. Мы попарились, сидим отдыхаем, и Дунаевский говорит: «Я песню сочинил, первым ее сейчас услышишь, называется она «Городские цветы». И как запоет! Я обалдел! «Макс, – говорю ему, – это же примитив, ужас какой-то! Куда ты впадаешь?» – «Ты ничего не понимаешь, Нечаев, – отвечает Максим, – эта песня будет звучать постоянно!» Дербенев искоса на нас посмотрел и бросил: «Музыку ты, Максим, хреновую написал». Лишь потом я узнал, что слова-то к шлягеру были его.
С Дунаевским у нас были прекрасные отношения. Правда, как-то раз он мне сказал: «А я знаю, Нечаев, что ты Наташку трахал».
– Он вас ревновал к своей жене Наталье Андрейченко?
– Нет… К его словам было маленькое добавление: «Ее все трахали. Ты – не уникум».
У нас с Андрейченко, – вздохнув, пояснил Леонид Алексеевич, – случился не банальный роман, а любовь… Она была толстой и чудесной бабой до того момента, пока не превратилась в сухую воблу и не стала ужасной. Я помню ее искренней девочкой, которая без оглядки влюблялась, но эта любовь проходила у нее за три дня. В их расставании с Дунаевским, думаю, виноват Максим. Он ведь бабник. Слышали, что его называют строителем? Он каждой своей бабе после развода оставлял по квартире и Наташе тоже оставил. Когда она пригласила меня в гости и показала рояль Исаака Дунаевского, отца Максима, я буквально охренел! Оказывается, она перевезла инструмент к себе! Ну что делать? Так поделили имущество.
Однажды я предложил Андрейченко роль в своем фильме, но она так удивилась: «Что ты, Леня, я – член Союза кинематографистов США!» Этой фразой она дала мне понять, что не будет сниматься у меня за 22 копейки!
На вопрос о том, помогают ли ему три взрослые дочери от других браков, Леонид Алексеевич только махнул рукой, как бы закрывая эту тему. На прощание мы все же спросили у знаменитого сказочника, какое желание он сейчас загадывает, дотрагиваясь до своего чудо-ключика?
– Я просто хочу работать…
При нас он еще раз дотронулся до ключа и нам позволил. Мы это сделали с радостью. А вдруг повезет.
 
CПРАВКА
Леонид НЕЧАЕВ
родился 3 мая 1939 года в Москве.
В 1966 году окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Детские фильмы начал снимать в 1974 году. Его дебютом стала картина «Приключения в городе, которого нет».

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий